Многие любители велосипедной езды и профессиональные велоспортсмены используют насадку на руль – лежак. Благодаря этому элементу корпус велосипедиста вытягивается вперед, что улучшает аэродинамику и повышает скорость. В данной статье мы разберем, как устроен лежак, для чего он требуется, какие у него преимущества и недостатки.
Содержание
Что представляет собой лежак для шоссейного велосипеда
Лежак прикрепляется к рулю близко к выносу и имеет форму «рогов»; по бокам есть подлокотники, дающие опору рукам. «Рога» могут быть прямыми или изгибаться вверх. Прямые лежаки в основном применяются в скоростных соревнованиях, а изогнутые – в поездках на большие расстояния, поскольку руки с ними долго не устают.
С помощью лежака велосипедист как бы ложится на раму, а руки оказываются близко к корпусу. Таким образом, уменьшается сопротивление ветра.
Давайте рассмотрим, какими преимуществами и недостатками обладает велосипедный лежак.
Преимущества:
- Лежак позволяет менять положение тела, делая езду более удобной. В долгих велосипедных поездках спина и руки могут уставать; лежак позволяет снять нагрузку со спины и обеспечивает рукам опору.
- При одних и тех же физических усилиях скорость на велосипеде с лежаком существенно выше, чем на обычном велосипеде.
- Высоту и длину насадки можно изменять, как и положение подлокотников.
- Лежак прекрасно подходит для длинных поездок по прямой трассе.
- Установка лежака превращает горный байк в шоссейный.
- С лежаком меняется положение таза по отношению к седлу – предотвращается пережатие сосудов, что благотворно влияет на состояние внутренних органов.
- Лежак достаточно просто прикрепить и открепить, если вы больше в нем не нуждаетесь.
- Во время поездок с лежаком задействуются те мышцы плеч, рук, спины, которые обычно неактивны во время катания на байке. Таким образом, развиваются дополнительные группы мышц, и улучшается физическая форма.
- На многих моделях есть удобные мягкие грипсы, которые не сдавливают вены кистей рук.
Недостатки:
- С лежаком становится труднее рулить и снижается маневренность. Из-за этого лежак не подходит для езды в городских условиях, где нужно быстро реагировать и постоянно объезжать различные объекты.
- В групповых соревнованиях использование лежака не разрешается, поскольку в этом случае тормоза не контролируются руками. Если вас «подрежет» другой участник гонки, можно не успеть притормозить.
- Некоторые велосипедисты быстрее утомляются при езде на лежаке, из-за того что руки зажимают грудную клетку, мешая подаче кислорода в легкие. Кроме того, неудобство может возникнуть из-за слишком низкой посадки, когда колени касаются живота. В таком случае нужно отрегулировать высоту руля или лежака.
- Первое время трудно удерживать шею, и она может болеть. Спустя несколько поездок мышцы привыкают к новому положению, и неудобство пропадает.
Выбор подходящего лежака
Измерьте диаметр руля там, где вы собираетесь прикрепить лежак. Если вам известна модель руля, можно поискать его параметры в Интернете. Если же нет, стоит воспользоваться штангенциркулем или другими точными инструментами. Важно, чтобы хомуты насадки подходили под диаметр руля или были немного больше. В последнем случае можно будет использовать резиновые прокладки, чтобы скомпенсировать размер хомута.
Типы лежаков
Когда вы определились с диаметром хомута, пришло время выбрать подходящий для вас тип лежака. Если вы планируете долгие велопутешествия, вам подойдет изогнутая конструкция с грипсами из неопрена. Они обеспечивают комфортную езду, эффективно поглощая вибрации.
Если же вы собираетесь участвовать в велогонках на шоссе, то оптимальным вариантом для вас станут прямые рога. По словам инженеров, с таким лежаком скорость может возрасти на двадцать процентов за счет уменьшения сопротивления ветра. На прямом лежаке руки устанут быстрее, так что если высокая скорость для вас не важна, не стоит его приобретать.
Еще один тип лежака – руль «бабочка». Его главное преимущество в том, что с ним возможны разные способы хвата. Можно браться за дальнюю перекладину для езды полулежа, за верхнюю – как при стандартном прямом руле, или за боковую часть. «Бабочка» отлично подходит для длительных поездок не только по асфальтированной дороге, но и по грунту.
Выбираем материал
Самый распространенный материал для лежака – алюминий. Это достаточно прочный и жесткий металл, при этом легкий. Однако жесткость в данном случае является и недостатком: у алюминия крайне низкая упругость, и он не обеспечивает амортизации. Если лежак еще и не имеет грипсов, из-за вибраций рукам будет некомфортно.
Более технологичным материалом является карбон, или углепластик. Во-первых, углеродное волокно изначально плетут таким образом, чтобы добиться максимальной прочности детали. Такое волокно очень трудно разорвать поперек, поэтому при плетении учитывается вектор будущей нагрузки на деталь, который не должен совпадать с направлением нитей. Еще одно ценное свойство карбона свойство – низкая масса. Углепластиковый лежак не слишком увеличит вес велосипеда.
Правильная установка лежака на велосипед
Все типы рогов прикрепляются к рулю при помощи хомутов. Для того чтобы покрытие руля не повредилось, под хомут помещают прокладки из резины.
После установки лежака покатайтесь на велосипеде и определите, нужно ли установить рога по-другому. Отнеситесь к регулировке серьезно, ведь неправильная высота лежака может неблагоприятно сказаться на здоровье вашего позвоночника. Будьте готовы к тому, что, возможно, подбор оптимальной высоты займет целый день.
Когда вы найдете верное положение, туго затяните хомуты, чтобы насадка не сместилась даже при падении с велосипеда.
Любая модель лежака дает большое увеличение скорости. Это особенно актуально для долгих, загородных велопутешествий по длинным шоссейным дорогам. Если вы любите такие поездки, лежак на руль станет для вас замечательным приобретением.