Как ухаживать за велосипедом инструкция по пунктам

Любая техника нуждается в плановом обслуживании, и вовсе не важно: правило одинаково распространяется как на автомобили, так и на велосипеды. От качества ухода зависит продолжительность эксплуатационного срока службы велосипеда в целом и отдельных его узлов. Но не все правила ухода прилагаются в инструкции или других документах, которые выдаются при покупке этого вида транспорта. Множество нюансов нужно просто знать, чтобы качество езды не ухудшалось даже по истечении длительного периода времени.

Похожее изображение

Особенно это актуально для тех людей, который выбрали велосипед в качестве основного средства передвижения, и активно эксплуатируют его едва ли не каждый день. Ведь пыль с дорог может превратиться в грязь, а накопление ее на отдельных элементах недопустимо и значительно ухудшает качество передвижения. Чтобы избежать неприятных поломок, влекущих за собой необходимость частичной замены некоторых основных (и зачастую не дешевых) элементов, лучше всего придерживаться профилактических мер. Так как предупреждение поломок менее затратное и трудоемкое понятие, чем ремонт. В статье вы найдете массу интересных и полезных советов, предложенных в виде инструкции.

Обслуживание привода

Обслуживание велосипеда в целом и отдельных его узлов, во многом зависит от ряда факторов: качество дорожного полотна, наличие луж, снега и другие моменты. Так, привод, который включает в себя цепь, систему и кассету, достаточно износоустойчивый узел, но все же требующий определенного внимания. И на первый взгляд может показаться, что осматривать ту же цепь нужно не чаще, чем раз в месяц и то, лишь для того, чтобы смазать ее маслом. Но это не совсем так, а точнее не всегда. Допустим, самый элементарный велосипед, используемый в качестве основного вида транспорта в сельской местности, едва ли проезжает за 10 лет столько, сколько накатывает велосипедист за год по городу. Отсюда и возникает необходимость в более тщательном уходе для цепи велосипеда, используемом как основной транспорт в городской местности. Ведь нагрузка на нее больше, а металлу свойственно понятие износа и коррозии. А потому, при неправильном уходе, наиболее часто заменяемая деталь в городских условиях именно цепь.

Похожее изображение

Тонкости ухода за велосипедной цепью

С развитием технологий в области металлургии, комплектующие для велосипедов стали выпускаться на более высоком уровне, чем даже 15-20 лет назад. Это позволяет рассчитывать на длительный срок службы запчасти, при ее приобретении. Особенно, если выбирать изделия не по принципу «самое дешевое», а присматриваться хотя бы к средней ценовой категории. Таким образом, покупая цепь, вы смело можете довериться производителю, который гарантирует ресурс в коридоре 1500-2000 км, что не мало. И зачастую, причиной замены цепи служит не разрыв звеньев, а растяжка металла. Причина понятна: при давлении на педали, цепь воздействует на зубья звездочки передней и задней. При каждом усилии, цепь становиться чуть длиннее. Это долгосрочный процесс, и он протекает не заметно для велосипедиста. Но если не своевременно обнаружить то, что цепь стала длиннее, существует риск стирания зубьев звезд.

Для определения износа цепи, нужно провести нехитрую манипуляцию, вооружившись металлической линейкой или же рулеткой. Разложите цепь, и замерьте расстояние между центрами первой и 25-й осей звеньев. Если все в норме, то у вас получится от 304,8 до 306,4 мм. Если показатель выше – настало время сменить цепь, с целью уберечь кассету и систему от повреждений и последующей замены.

Главные враги велосипедной цепи:

  1. Грязь и пыль;
  2. Вода;
  3. Снег, который может быть посыпан солью и другими реагентами в зимний период времени.

Если вам приходится использовать велосипед в качестве транспорта по грязным дорогам, то лучше всего в конце дня осуществлять протирку цепи сухой тряпкой, с целью очистки от посторонних частиц. После протирки, не забывайте смазывать цепь. Изрядно спасает от наслоений сторонних частиц на цепи защита. Кто-то использует металлический, а кто-то пластиковый кожух, который перекрывает всю поверхность цепи, надежно защищая ее от внешних негативных факторов окружающей среды. Картинки по запросу чистка велосипедной цепи

Очистка цепи происходит следующим образом:

  1. Установите велосипед так, чтобы заднее колесо было приподнято (можно подставить что-либо под нижнюю ось);
  2. Возьмите тряпку (более эффективной очистка будет в том случае, если смочить ее в растворителе для краски, ВД 40 или спирте), и обхватите ею цепь таким образом, чтобы она могла проскальзывать у вас в руке, но не слишком свободно.
  3. Крутите педаль назад (если нет ножного тормоза), чтобы вся цепь сделала несколько полных циклов через тряпку.

Вся процедура займет у вас не более 10 минут, но зато поможет уберечь цепь от преждевременного выхода из строя. При сложных наслоениях грязи, ржавчины и других повреждениях, следует сразу хорошенько обработать поверхность цепи очистителем. Для этого используется WD40 и TF2, которые, к тому же, еще и удобно возить с собой, при осуществлении дальних поездок. Единственное что вы должны помнить, что эти очистители ни коим образом нельзя воспринимать как смазку.

Смазка велосипедной цепи

Картинки по запросу Смазка велосипедной цепи

Для того, чтобы смазать цепь и обеспечить защиту ее от воздействия влаги, нужно знать, какие материалы для этого используются. Наверняка многие видели, как цепи смазывают густыми смазками в духе Литола, солидола и других, подобных. Это в корне не правильный подход, так как на цепь будет налипать песок, земля и другие мелкие частицы. В свою очередь, это повлечет увеличение скорости износа, а как следствие – преждевременная замена. Поэтому жидкие смазочные материалы значительно лучше проявляют себя на практике. После очитки цепи (процедура описана выше), можно переходить к смазке. Это происходит в несколько этапов:

  1. Прислоните горлышко масленки к поверхности цепи (если бутылка массивная, лучше будет использовать шприц);
  2. Нанесите масло тонким слоем по всей длине цепи (сверху);
  3. Сделайте 20-30 полных циклов вращения педали вперед и столько же назад;
  4. Убедитесь, что лишнего масла на цепи нет. В противном случае, протрите остатки сухой тряпкой.

Такая манипуляция отнимет у вас не более 5-ти минут времени. Проводить смазку и очистку цепи нужно как можно чаще, что поможет уберечь ее ресурс и продлить эксплуатационный срок. В особенности уделяйте внимание этому элементу велосипеда после прогулок в дождливую погоду. Обязательно нужно очистить и смазать цепь после длительного отсутствия эксплуатации (тогда некоторые детали могут поддаваться коррозии). Теперь о прочих элементах привода.

Уход за звездочками

Картинки по запросу Уход за звездочками на велосипеде

От наслоений грязи и скоплений пыли, вперемешку с другими частицами, страдает не только цепь. Если присмотреться к звездочкам системы и кассеты, то можно увидеть, что на их поверхности так же накапливаются посторонние элементы. Они мешают правильной работе звезд, приводят к негативным последствиям, сокращая их естественный ресурс. Условно можно провести разделение этапов очистки звездочек на два вида:

  1. Полная чистка. Подразумевается разбор системы и кассеты, с целью тщательной очистки поверхности звездочек, с последующей смазкой. Ее проводят два-четыре раза в год, так как необходимо уделить больше времени, чем для не полной чистки.
  2. Не полная или поверхностная очистка. Подразумевает отсутствие необходимости разборки системы и кассеты, а лишь поверхностное очищение звезд с помощью щетки или тряпки.

Поверхностная очистка вполне приемлема для звезд системы, но вот с кассетой дела обстоят иначе. Здесь лучше и надежнее обратиться к полной чистке, так как количество звезд здесь больше, а значит и мест скопления грязи тоже. Процедура предполагает снятие колеса, а на это не всегда есть время. Альтернативой тому может послужить проведение очистки с помощью таких подручных материалов как спица, или тонкая щетка с длинной ручкой. Хоть эффект и будет хуже, чем от полной очистки, зато времени затрачивается гораздо меньше.

Уход за переключателями скоростей

Картинки по запросу Уход за переключателями скоростей

Переключатель – важная деталь в механизме привода. От исправной работы этого элемента во многом зависит комфорт передвижения, надежность смены скоростных режимов и многое другое. Их всего 2 – передний и задний. Спереди переключатель находится в относительной безопасности и требует меньше внимания и ухода. Все что вам нужно делать, чтобы поддерживать его техническое состояние, так это своевременно очищать от скоплений грязи. Не помешает обрабатывать поверхности подвижных элементов переднего переключателя средством ТF-2. Такой нехитрый уход позволит прослужить долгие годы изделию.

Задний же переключатель более прихотлив. Все упирается в то, что ролики могут забиваться пылью и грязью, что сразу же дает ощутимый негативный эффект для переключения скоростей. Именно поэтому, не стоит ждать, пока задний переключатель начнет сбоить. Лучше очищать его по мере загрязнения. В свою очередь, при очистке вы имеете возможность следить за износом. Это важно, так как стертые зубья на пользу механизму перекидки цепи на нужную вам звезду, явно не пойдет. Обратите внимание: зубья нового переключателя плоские вверху, а если износ очевиден – заостренные. Это первый признак того, что пора менять деталь. Еще одним методом ухода, является периодическое смазывание подвижных элементов заднего переключателя с помощью TF-2. Своевременное обслуживание позволит вам беспрепятственно ездить на любимых передачах, при необходимости сменяя их по собственному усмотрению, без всяких проволочек.

Уход за тросиками и рубашками переключателей

Под уходом за тросиками и переключателями, подразумевается их периодическая замена. Необходимость в проведении такой процедуры возникает несколько раз в год (два-три) при активной езде. Чтобы заменить трос переключателя, вам понадобиться обзавестись кусачками и набором ключей, а затем выполнить следующие шаги:

  • Выставляем задний переключатель четко напротив наименьшей звездочки. Запоминаем положение зажима троса (сверху или снизу). Обрезаем зажатый конец тросика кусачками и ослабляем винт.
  • Крепеж шфитера следует ослабить. Выполнить эту процедуру можно, используя 5-ти миллиметровый шестигранник. Когда вы раскрутите болт крепления, получите доступ к защите.
  • Демонтируйте фиксатор крышки защиты. Это выполняется следующим образом: проворачивайте его против часовой стрелки, и не усердствуйте с нажимом.
  • Сняв защиту, вы сможете увидеть пружину и закрепленный тросик. На разных устройствах он монтируется по-разному, и вам понадобиться осмотреть крепление, чтобы снять его.
  • На конце тросика имеется головка – гарантия надежной фиксации его под пружиной. Чтобы получить возможность вытащить тросик, необходимо аккуратно сдвинуть пружину, что позволит увеличить коридор прохода для головки.
  • В образовавшийся канал просовывайте поступательными движениями новый тросик. Он должен быть установлен на месте старого, и надежно фиксироваться. Когда тросик будет на месте, верните пружину в исходное положение.
  • Собираем остальные элементы в обратном порядке от разборки.

Такая процедура может показаться несколько замысловатой. Но на практике все происходит гораздо проще, чем кажется. Обычно, смене тросика переключателя предшествует некорректная работа по переходу с одной передачи на другую. Это причиняет значительные неудобства при езде.

Уход за системой тормозов велосипеда

Исключительно важную роль в плане безопасности велосипедиста, играют тормоза. Некорректная их работа чревата получением травм, созданием аварийных ситуаций на дорогах (в особенности, если речь идет о городе). Это порождает необходимость тщательно следить за состоянием тормозной системы, исправностью каждого из ее элементов. На современных моделях велосипедов, все чаще используются ручные дисковые тормоза. Они довольно надежные, способные сопутствовать быстрой остановке транспортного средства при приведении их в действие. Все реже используются ножные тормоза, которые считаются пережитком прошлого и наблюдаются в основном на односкоростных велосипедах.

Каждый владелец велосипеда понимает принцип работы тормозов, видел их составляющие ни один раз. А потому, не сложно утверждать, что колодки видели все. Так вот, их поверхность со временем стирается, что делает торможение менее эффективным даже на малых скоростях. За этим нужно следить, своевременно меняя колодки, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Следите за тем, чтобы грязь не налипала на поверхность колодок. Это уж точно не пойдет им на пользу. Особенно актуально это для ободных тормозов, где при наслоениях грязи тормоза работают крайне не эффективно. С дисковыми, в этом плане проще: поверхность меньше загрязняется, и вы вполне можете рассчитывать на быструю остановку в случае необходимости. Тросики тоже могут растягиваться и рваться. Следить за их состоянием просто, как собственно и регулировать в случае необходимости.

Правила ухода за амортизационной вилкой

Условно велосипедные вилки делятся на два вида: жесткие и амортизационные. Оба вида встречаются на современных велосипедах, но жесткие все реже используются в производстве из-за потери актуальности. Ухода за ними особо и не нужно, так как все элементы надежно защищены корпусом. Другое дело амортизационный тип велосипедных вилок.

В конструкции амортизационных вилок, могут быть использованы воздушные, масленые, смешанные типы амортизаторов. В виду своей простоты, пружинно-эластомерные вилки не требуют особого ухода: все, что вам понадобиться – своевременно протирать их от грязи, чтобы она не попадала внутрь конструкции. Предотвращать ржавление можно, используя TF-2 для обработки поверхности после очистки от грязи.

Пружинно- и воздушно-масляные вилки более прихотливы в обслуживании. Помимо поддержания внешней чистоты, вам понадобиться контролировать уровень масла и периодически менять его по мере износа.

Картинки по запросу воздушно-масляные вилки

Периодичность замены масла – индивидуальное понятие. Универсального решения здесь нет, но вы можете ознакомиться с рекомендациями производителей, которая прилагается в инструкции по эксплуатации велосипеда. Проводить замену и обслуживание пружинно- и воздушно-масленых вилок лучше всего на сервисе, так как это требует понимания устройства конструкции и наличия специальных навыков и инструментов. Самодеятельность в этом случае может привести к негативным последствиям.

Подводя итоги

В заключение хотелось бы отметить, что в велосипеде есть много узлов, на которых мы не акцентировали внимание в статье. Речь идет о разных втулках, подшипниках и прочих деталях. Все остальные элементы требуют меньшего уровня внимания, так как защищены от воздействия внешних негативных факторов, попадания пыли и грязи. Само собой разумеется, что внимание необходимо и раме, рулю. Так как они изготавливаются из металла, подверженного коррозии, не следует игнорировать появление ржавчины на поверхности. От нее необходимо избавляться, а пораженное место зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, нанести слой грунтовки и покрасить (самые ленивые велосипедисты могут попросту разместить на поврежденном месте наклейку). Такая манипуляция поможет предотвратить дальнейшее распространение ржавчины по корпусу рамы или руля, багажника и других металлических элементов.

Самое важное – поддерживайте ваш транспорт в исправном состоянии, чистоте и храните только в защищенном от воздействия атмосферных явлений местах (гараж, пристройки, квартира, балкон…). Базовые правила защиты велосипеда вам теперь известны – можете спокойно применять их на практике, и вы значительно продлите эксплуатационный срок своего транспортного средства!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector