Ни одна из деталей велосипеда не испытывает такие большие нагрузки, как шатун. На самых новейших моделях велосипеда используются различные сплавы, взамен стали. Используется это для облегчения конструкции и для придания большей прочности, а значит и безопасности. В некоторых случаях шатуны создаются пустыми внутри. Это делается также для легкости. На моделях велосипедов которые доступны большинству населения делают неразборный шатун. Этот вариант очень непрактичен, так как при неисправности или поломке придется заменять всю систему шатуна, а не отдельную сломавшуюся часть. Если вы взялись за ремонт этих частей, то рекомендуем приобрести систему, которая подразумевает раздельный разбор шатуна и звездочек. Это значительно упростит ремонт.
Содержание
В каких случаях необходим демонтаж шатуна
Шатун не требует какого либо специального обслуживания или ухода. Заменять его стоит только при повреждении. Также из-за плохой погоды возможно попадание песка или другой грязи и потребуется чистка механизма.
Сам шатун просто так не снимется, для этого потребуются знания и ловкие руки, или же специальный механизм — съемник.
Применение съемника
Это устройство подразумевает собой небольшую металлическую деталь, похожую на ключ. Съемник предназначен для снятия деталей, которые требуют особой сноровки и просто не поддаются демонтажу. Используя это приспособление можно демонтировать не только шатун, но и педали. С его помощью откручивание болта не представляет никаких сложностей. Но из-за конусообразной посадки и некоторой тяги могут возникнуть проблемы. Сам механизм — это хитрая токарная деталь. Объяснять ее вид довольно долго, но при виде устройства сразу станет понятно, что не особо то он и сложный.
Технология демонтажа
Вашим другом в этом нелегком деле послужит WD-40. Всю грязь которая может помешать он растворит и сделает процесс работы значительно легче и приятнее. Если болты не поддаются, то также можно использовать эту волшебную смазку.
Внимание! Шток съемника должен быть меньше чем диаметр четырехгранника. Если все наоборот, то все ваши действия ждет крах и невозможность демонтажа. А еще и полное уничтожение резьбы.
Единственный болт крепления подлежит откручиванию, что и предстоит сделать.
Используем устройство и закручиваем в шатун до максимально возможного состояния.
Чтобы не повредить резьбу работу следует вести аккуратно и плавно. Закручиваем болт съемника.
Демонтаж без съемника
В случае отсутствия съемника, можно использовать некоторые сложные манипуляции для снятия шатуна, но большинство этих вариантов приведут шатун в негодность. Если он идет под замену, то никаких проблем.
Самый простой способ, использовать болгарку и спилить втулку шатуна, далее можно добить молотком. После этого шатун никуда не годен и идет на выброс.
Можно попробовать залить все с помощью WD-40, далее максимально налегаем на шатун. Это может помочь, не шансов немного.
Действие с самым мизерным шансом на успех. Используем кувалду. Шанс сломать конечно большой, но вероятнее всего придется заменять не только шатун, но и все детали, что находились рядом.
Самый лучший вариант — отправиться в ближайший магазин за съемником, ну или в центр ремонта велосипедов где он точно есть.
Комментарии
Велосипедный шатун это специальный рычаг, усилие прилагаемое на него передается на вал каретки. Устанавливается пара шатунов с противоположных сторон под углом 180 градусов. Благодаря такой технологии велосипедист может по очереди прилагать усилия и давая ногам постепенно отдыхать.
Ремонт шатунов производится при малейших повреждениях, так как любая трещина может вызвать поломку всего шатуна которая может привести к печальным последствиям.
Приобретая новые шатуны обратите внимание на свою каретку, они различаются по оси и соответственно шатуны различаются по длине.
В случае сорванной резьбы не обязательно покупать новую педаль, можно обратиться в мастерскую где нарежут резьбу заново.
Иногда можно заметить хруст и вибрацию в каретке, но вероятнее всего виновата не каретка и все подозрения можно переложить на шатун, скорее всего разболтались соединения. Снимите шатун и нанесите свежую смазку. Далее все закрутите назад.
Крепления шатунов может делится на два вида. На квадрат и шлицевое.
Первый вид всегда встречается на велосипедах начального уровня, а также на любительских. В этих случаях вал каретки имеет квадратные торцы, которые становятся более узкими к краям. На эти узкие края и надеваются шатуны. Закрепляется это все простыми болтами или гайками. Также на валу может иметься отверстие с резьбой, в которое просто закручивается необходимый болт (важно подобрать правильный и точный диаметр).
Для удобства снятия шатунов используйте ключ в совместной работе с съемником. Те устройства которые дороже идут сразу с ручкой, ну и понятное дело. Которые подешевле потребуют поиска дополнительного элемента. Используя шлицевой съемник у вас наверняка не возникнет никаких проблем, они возникнут с квадратным съемником, ведь он требует некоторой сноровки. При неверном применении можно все окончательно сломать и испортить. Снять шатун можно будет только агрессивным способом.
Сложно сказать, что используя один из видов съемника снять шатуны сложная задача. Если приноровиться – то можно проводить необходимую работу за несколько минут. Если велосипед и все его комплектующий очень дорогие, то лучше не рисковать и обратиться в сервисный центр специализирующийся на ремонте велосипедов. Еще можно обратиться в опытному велосипедисту, который вероятнее всего может с закрытыми глазами разобрать и собрать весь велосипед за то время пока вы будете снимать шатуны.
Настоятельно рекомендуем вам обзавестись специальным ключом с которым работы по снятию шатуна и педалей пойдет значительно быстрее и комфортнее. Важным фактором является то, что снять шатун без съемника является хоть и выполнимой задачей, но вероятнее всего это повредит сам шатун или прочие комплектующие.
Конечно же все вело любители должны уметь не только преодолевать препятствия на пути, но и обращаться с комплектующими их железных коней. Такие знания позволят сэкономить достаточно средств на сервисных центрах или новых деталях. Конечно некоторые любители обращаются к специалистам, даже не пытаясь разобраться в проблеме и работе механизмов самого велосипеда. Но беда может возникнуть в любом месте и чтобы провести первичный ремонт, потребуются знания, которые можно получить лишь только при собственноручно замененных деталях. Иначе придется отправляться пешком до ближайшего центра, или просить помощи у проезжающих мимо вело любителях, если такие имеются. В крайнем случае придется вызывать такси. Еще в крупных городах существует сервис по экстренному ремонту велосипедов. Таким образом достаточно запомнить их номер и при возникшей проблеме обратиться к ним. Время прибытия составляет приблизительно десять минут. Так вы сможете продолжить свой путь и не замарать руки.
Помните, что самостоятельный ремонт это хорошо. Используйте специальные съемники для шатунов и приобретайте качественные материалы.